Советы психолога
Старший дошкольный возраст — период познания
мира человеческих отношений,
творчества и подготовки
к следующему, совершенно новому этапу в его
жизни и
обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
|
Практически
готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые
правила,
смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
|
|
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной
позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и
может начать с ними сотрудничать.
|
|
Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на
непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что
раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки
зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в
том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими,
приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка,
оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
|
|
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его
увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его
игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется
познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает
формироваться, и
поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным
делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то
неожиданное, новое, привлекательное.
|
|
Часто
не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли
придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая
готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью,
но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то
есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо
череду задач. Чаще всего такая готовность формируется
именно к семи годам.
|
|
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить
мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые
слышит в свой адрес.
|
Вам как его
родителям важно:
|
Быть главными
помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую
к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить
уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему
предстоит учиться.
|
|
Не торопиться
с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес
значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему
трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное
вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему
разнообразных групп по подготовке к школе.
|
|
Выстроить режим дня для ребенка
таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры,
прогулки.
Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее
всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности
организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.
|
|
Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную
возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому
важно помогать ребенку
освоить новый для него уровень
самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и
избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики
инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он
может справиться сам.
|
|
Осознавать,
что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе,
влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют
возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется
неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут
сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом,
неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о
личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или
поступок.
|
|
Спрашивать
мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней
оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому
оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в
противовес мотивации избегания.
|
|
Еще до того,
как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в
процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение
лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является
однозначным показателем его личностной реализованности.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий