Советы для родителей!
Поговори со
мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят
много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно
услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли,
так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни
описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».
Да как же
иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость»
у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и
«молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими
упражнениями можно развивать речь?
Рассматриваете
ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание
ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте,
что значит то или иное слово.
Играйте в
игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок
должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
Играйте в слова.
Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или
необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
Какими
словами, красками можно описать время года;
Назови слово
– предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые
слова;
Расскажи о
предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может
делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
Игра в игру
«Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
- Если бы я
был Улицей, то я бы …, потому что… .
- Если бы я
был Музыкой, то я бы …, потому что… .
- Если бы я
был Дождиком, то я бы …, потому что… .
- Если бы я
был Мандарином, то я бы …, потому что… ;
Играйте в
игру «Хорошо – плохо».
- Что
хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
- Что
хорошего в болезни, а что плохого?
- Что
хорошего в дождике, а что плохого?
- Что
хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
Играйте в
слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный –
слабый и т.д.;
Играйте в
слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…
Предложите
ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего
понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
Играйте в
игру; «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут … елке).
Учите
ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из
начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого,
как вечер).
Разыграйте
знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой
ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».
Батагова Е.И.
Комментариев нет:
Отправить комментарий