Консультация «Приобщение детей к народным традициям»
В настоящее время растет
интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных
традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях,
обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной
культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.
Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной
культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось
соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с
народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи
трудового, семейного воспитания.
— Великий русский педагог К.Д. Ушинский, в статье «О народности в
общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на
народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
Общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной
жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с
поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в
человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону
его характера, которая связывает его с обществом?
Слово «традиция» — означает исторически сложившиеся и передаваемые
из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве
традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения,
ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции —
одна из составленных частей культурного наследия русского народа.
Очень важная особенность
— приобщить детей к народным традициям. Русские народные традиции открывают
огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само
регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять
собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии
с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным
традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика
использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки,
пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание
воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и идеалы понимания
добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение
человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им
раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь,
труд и отдых.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о чести,
смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми,
красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью,
волей и стремлением к победе.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником
радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии
ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы, и содержание
разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий — это
объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.
Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей
дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро
принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные игры формируют
развитие личности.
Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Слово соединяется с музыкой и движением, игра на музыкальных инструментах,
пляски, притопывание — играют огромную роль в народных традициях. В пословицах
и поговорках широко отражена народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать
энциклопедией народной жизни.
В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей,
решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного
воспитания.
Ценность народных традиций огромна, их нужно сохранить, и
приобщить детей к народным традициям, русской народной культуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий