«Знакомство детей с родным краем»
Консультация
для воспитателей.
Ознакомление старших дошкольников с родным краем.
Дошкольный возраст- это
важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и
культурным ценностям родного края. «Родной край-
это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами
отражено то, что типично, характерно для всей страны.» (С. А. Козлова,1981) Эти
особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики
своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и
настоящее.
Любовь к родному краю, к
своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего
возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ
жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви
и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Чувство Родины… Оно начинается
у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И
хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
В произведениях устного народного творчества
заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви
к родному
краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он
ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная
педагогика», видя в фольклорных произведениях
национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к
Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки.
У каждого народа свои сказки.
Посредством сказок дети знакомятся с
жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о
мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое
поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок
раскрываются разные качества: доброта,
отзывчивость,смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Что сказка
остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.
Немалое значение для воспитания
у детей
интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом,
а затем со страной, её столицей и символами.
Задача педагога- отобрать из
массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края);
труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю,
педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее
показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной
местности или данного края.
Любой край, область, даже
небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и
свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших
дошкольников, расширяется- это район и город в целом, его
достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь
кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,
своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют,
что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для
этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь
большое значение приобретает знакомство детей с народными
промыслами края, народными умельцами.
Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно
проводить в играх «Я знаю свой город », «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны».Закрепление
знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности-
создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.
Воспитывая у детей любовь
к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица
Родины.
Природа- неиссякаемый источник
духовного и речевого обогащения детей. С ранних
лет природа родного края
окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с
природой- это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование
творчества. Постепенно от прогулке к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается
прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.
Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с
родным краем оказывают детскому саду родители. Их помощь в
организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессиями,
достопримечательностями, природой родного края.
Для этого. в помощь родителям можно предлагать им маршруты выходного дня. Любовь к родному краю,
знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост
духовной культуры всего общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий