Существительные: морская
звезда, медуза, морской конёк, морской котик,
кит, тюлень, акула, скат,
дельфин, кораллы, краб, рифы,
хвост, плавники, колючки;
названия речных, морских и озёрных рыб.
Глаголы:плавать,
нырять, питаться, нападать, охотиться,
защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
Прилагательные: глубоководный,
морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Диалог Цель: развивать общие
речевые навыки.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала. —
Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушёл хитрец,
Сорвался!
Е. Череповецкий
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать
слуховое внимание; формировать
грамматический строй речи,
словообразование; учить подбору родственных слов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям внимательно
прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Например:
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий,
планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
Затем дети сами подбирают родственные
слова к данным.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать
слуховое внимание, слуховую память,
логическое мышление.
Ход игры.
Воспитатель произносит ряд
слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за
воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Например:
Скат, водоросли,
акула, морской конёк. —Лишнее слово
«водоросли», потому что оно
называет растение, а все остальные слова
— названия морских животных.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово
щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия
морских животных.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать
грамматический строй речи, учить
согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится
с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от
1 до 10).
Например:
Один скат, два ската, три ската...
десять скатов.
Слова: кит, акула, медуза и т. п.
Затем
воспитатель усложняет задание,
предложив детям считать, кого нет.
Например:
Нет одной акулы, нет двух акул...
Можно предложить посчитать, «с кем мы
встретились».
Например:
Я встретил одного кита, я встретил двух
китов...
Игра «Составь слово из слогов».
Цели: развивать слуховое
внимание, совершенствовать навык слогового синтеза.
Ход игры. Воспитатель
сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только
слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.
Например:
ДУ-ЗА-МЕ — медуза
КУ-А-ЛА — акула
БА-РЫ — рыба
ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень
ФИН-ДЕЛЬ — дельфин
ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать
фонематические процессы, слуховое внимание,
мышление, учить определять
первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Перед детьми
карточки с изображениями морских животных. Воспитатель
называет первый и последний
звук в слове, а дети
отгадывают, какое слово задумано.
Тому, кто отгадал, вручается
карточка с изображение задуманного.
Выигрывает тот, у кого
в конце игры окажется большее
количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба,
щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать
связную речь, учить составлению
рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры.
Дети загадывают друг другу
загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
РЫБКА
Что ты мечешься, рыбка, по дну,
Словно что-нибудь там потеряла?
— Я здесь ночью с луною ныряла,
А к утру Потеряла луну!
Байрамов Нуры
(пер. В. Приходько )
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк
живёт у берега среди
морской травы.
Зацепится за травинку хвостом и
качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце
морскую траву, станет она зелёная,
и морской конёк станет зелёным.
Солнце зайдёт, травы будут коричневые,
и конёк сделается коричневым. Ни за что его не
разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк?
Зачем?
Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море
рыбы тоже маскируются. Вот
камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы
врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам
её трудно найти. Рядом
проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне
жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди
камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой
с камбалой опыт делали.
Положили на дно аквариума
шахматную доску. Камбала
подумала немного и стала вся, как шахматная доска...
Так камбала меняет окраску —
маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий