понедельник, 15 мая 2017 г.

Животный мир морей и океанов
Существительные:  морская звезда,  медуза,  морской конёк,  морской котик,  кит,   тюлень,  акула,   скат,  дельфин,   кораллы,   краб,  рифы, хвост,   плавники,   колючки;   названия   речных,   морских   и озёрных рыб.
Глаголы:плавать,   нырять,   питаться,   нападать,   охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
Прилагательные: глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Диалог Цель: развивать общие речевые навыки.
 В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала. —
Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушёл хитрец,
Сорвался!
Е. Череповецкий
 Игра «Какое слово не подходит?»
Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   словообразование;   учить   подбору родственных слов.
Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Например:
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

Игра «Четвёртый лишний»
Цель:  развивать   слуховое   внимание,   слуховую   память, логическое мышление.
Ход   игры.  Воспитатель   произносит   ряд   слов.   Ребёнок запоминает слова,  повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Например:
Скат,   водоросли,   акула,   морской   конёк.  —Лишнее   слово «водоросли»,   потому   что   оно   называет   растение,   а   все остальные слова — названия морских животных.

Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.

Игра «Сосчитай-ка»
Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры.  Игра проводится с мячом по  кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Например:
Один скат, два ската, три ската... десять скатов.
Слова: кит, акула, медуза и т. п.
Затем   воспитатель   усложняет   задание,   предложив   детям считать, кого нет.
Например:
Нет одной акулы, нет двух акул...
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Например:
Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

Игра «Составь слово из слогов».
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать  навык слогового синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались  только слоги.  Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.
Например:
ДУ-ЗА-МЕ — медуза
КУ-А-ЛА — акула
БА-РЫ — рыба
ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень
ФИН-ДЕЛЬ — дельфин
ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха

Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое внимание,  мышление,   учить   определять   первый   и   последний звуки в слове.
Ход игры.  Перед детьми карточки с изображениями морских животных.  Воспитатель   называет   первый   и   последний   звук   в слове,   а   дети   отгадывают,   какое   слово   задумано.   Тому,   кто отгадал,   вручается   карточка   с   изображение   задуманного. Выигрывает   тот,   у   кого   в   конце   игры   окажется   большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

Игра «Загадай загадку»
Цели:  развивать   связную   речь,   учить   составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход   игры.  Дети   загадывают   друг   другу   загадки,   описывая морское животное по опорной схеме.


Стихи для чтения и заучивания наизусть
 РЫБКА
 Что ты мечешься, рыбка, по дну,
Словно что-нибудь там потеряла?
 — Я здесь ночью с луною ныряла,
А к утру Потеряла луну!
                           Байрамов Нуры
                        (пер. В. Приходько )

Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской   конёк   живёт   у   берега   среди   морской   травы.
Зацепится за травинку хвостом и качается:  взад-вперёд,  взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как  осветит  солнце морскую  траву,   станет   она  зелёная,  и морской   конёк   станет   зелёным.  Солнце   зайдёт,   травы   будут коричневые,  и  конёк сделается  коричневым.  Ни  за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
                                                                                                                                  По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?

КАМБАЛА
В   море   рыбы   тоже   маскируются.   Вот   камбала   плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но   врагам  её   трудно   найти.  Рядом  проплывёт   зубатка,   а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже   такой   с   камбалой   опыт   делали.   Положили   на   дно аквариума   шахматную   доску.   Камбала   подумала   немного   и стала вся, как шахматная доска...
Так камбала меняет окраску — маскируется,  как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву

Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?


Комментариев нет:

Отправить комментарий